Еще гравировка печатных плат

Lunatic
Мастер
Сообщения: 447
Зарегистрирован: 09 мар 2015, 20:25
Репутация: 72
Настоящее имя: Дмитрий
Контактная информация:

Еще гравировка печатных плат

Сообщение Lunatic »

Доброго вечера.
Хочу поделиться первым опытом по гравировке плат. Лет 10 назад ЛУТом 2-х сторонние платы вполне сносно получались, сейчас после перерыва решил попробовать гравировку.
Сразу покажу результат. Размер около 100 на 200 мм.
IMG_3380.JPG (4641 просмотр) <a class='original' href='./download/file.php?id=92441&sid=c3f97e0749586dcf8d69ef6b2735d7b2&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (1.91 МБ)</a>
IMG_3381.JPG (4641 просмотр) <a class='original' href='./download/file.php?id=92442&sid=c3f97e0749586dcf8d69ef6b2735d7b2&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (1.84 МБ)</a>
Не идеально конечно, но меня устроило для первого раза.
Технология прочитана на форуме.
Рисовал в Dip Trace, затем экспорт в Gerber каждой стороны. Потом вот такой замечательной программой http://flatcam.org/ выполнена вся дальнейшая обработка с получением на выходе G-кода. Для первого раза решил не разбираться с коррекцией неровности листа, о чем не пожалел.
Кратко что может FlatCAM и порядок работы с ней.
1. Импортируем Gerber файл.
2. Указав размер инструмента и количество проходов формируется предварительная траектория вокруг контуров. Если проходов несколько, то для каждого прохода можно сформировать как отдельную траекторию, так и общую в одном файле. Мне это показалось удобным - прорезав первый контур, можно оперативно подкорректировав 0 по высоте прорезать, при необходимости, остальные контура. Так-же мне это было необходимо из-за имеющейся фрезы с пяткой 0.1 мм, с более широкой хватило бы и одного прохода.
3. Указав размер инструмента, глубину реза и высоту холостых ходов, скорость реза, обороты шпинделя получаем на выходе G код для обрезки дорожек по контуру (контурам).
4. Если надо выбрать залитые области (удалить фольгу) то указав диаметр инструмента, перекрытие и зазоры до дорожек формируется G код для фрезеровки областей. Результат этой процедуры не совсем удовлетворил ,т.к. остаются непрорезанные островки. Возможно надо разбираться с настройками.
5. Для работы с 2-х слойными платами есть механизм зеркалирования исходного файла относительно осей x или y. Для этого необходимо указать координату одной точки на оси, относительно которой будет зеркалироваться плата и выбрать направление - x или y. В программе есть возможность сформировать опорные отверстия для переворота платы, я этим не пользовался.
Программа умеет готовить файлы для сверления, обрезки по контуру и выборки кармана под плату в жертвенном столе. Эти функции не использовал. Сверлил вручную.
Немного про само фрезерование.
Учтя комментарии на форуме, клеил заготовку к столу на 3 слоя скотча. Малярный скотч на плату и на стол, а между ними скотч 2-х сторонний. Из имеющихся 2-х рулонов двухстороннего скотча был выбран рулон с более равномерным клеевым слоем. На втором рулоне клей местами морщинился, его толщина была неравномерна.
Во время фрезеровки первой стороны поливал периодически WD40, о чем сильно пожалел позже. Из-за попадания этой жижи под плату на скотч он начал отклеиваться. Я это не сразу заметил и при выборке залитых областей центр платы, по которому я выставлял высоту фрезы, вырезался нормально,а края остались недорезанными, т.к. центр отклеился и вспучился.
Вторая сторона резалась почти на сухую, поэтому таких проблем не наблюдалось, скотч держал хорошо и я периодически прижимал плату т.к. после обработки первой стороны плату повело винтом.
Инструменты - китайский гравер 30 градусов с пяткой 0,1 и 2,4 мм 2-х заходная Kyocera для выборки областей.
С удовольствием выслушаю комментарии и вопросы. Никаким другим софтом для гравировки плат не пользовался, поэтому сравнить не с чем.

Теперь предстоит утсановка SMD компонентов, чем никогда в таком объеме не занимался. Посоветуете технологию для дома с прогнозируемым результатом? Читал про паяльные пасты, но не решил до конца, стоит ли пробовать. Основное преимущество вижу в том, что паста выступает клеем и фиксирует деталь до припаивания. Или не стоит заморачиваться и по старинке паяльником ?
Аватара пользователя
AndyBig
Мастер
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 07 мар 2014, 04:01
Репутация: 1118
Откуда: юг России
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение AndyBig »

Lunatic писал(а):Основное преимущество вижу в том, что паста выступает клеем и фиксирует деталь до припаивания.
Основное преимущество - более высокая скорость работы, особенно если пасту наносить по шаблону. Мне переход на пасту, вакуумный пинцет и печку дал повышение скорости монтажа примерно в 2.5 раза - это с ручным дозатором пасты. Если наносить пасту через шаблон, то можно повысить скорость еще раза в 1.5-2. Ну и качество монтажа выше :)
exe
Мастер
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 07:37
Репутация: 105
Настоящее имя: -
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение exe »

выборку больших областей лучше делать теми же граверами 1, 2мм, они дешевле, стойкость на изгиб выше (можно работать на больших подачах), а результат такой же

скотч вы использовали не правильно, нужен максимально тонкий 2 сторонний скотч (прозрачный), клеится в 1 слой по всей поверхности платы, для отклеивания используется обычный фен для сушки волос, чем толще скотч, тем больше будет перепад высоты на разных частях платы, и тем сильнее плата будет "играть" что выльется в не ровный рез.

поливать вд-шкой не нужно, лучше обычную мыльную воду тонким слоем разогнать пальцем по всей гравируемой поверхности, этого будет достаточно.

паста для пайки смд вовсе не обязательна, можно и паяльником :) а можно предварительно на "пады" паяльником нанести немного припоя, потом чуть флюса а сверху смд компонент, когда воздухом нагреете, то результат будет как от паяльной пасты, ну может чуть хуже.
Аватара пользователя
AndyBig
Мастер
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 07 мар 2014, 04:01
Репутация: 1118
Откуда: юг России
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение AndyBig »

exe писал(а):нужен максимально тонкий 2 сторонний скотч (прозрачный)
Недавно, кстати, приобрел несколько рулонов тончайшего двухстороннего скотча, все никак не опробую :) Такое впечатление, что он даже не на какой-то основе, а просто очень тонкий слой резиноподобного клея, кусок 5х5 см скатывается в упругий шарик диаметром 2-3 мм :)
exe писал(а):паста для пайки смд вовсе не обязательна, можно и паяльником
Паста нужна когда требуется паять партии, то есть когда нужно повысить производительность монтажа :) А так да, практически любые СМД нормально паяются и паяльником. Проблемы возникают только когда одна из сторон СМД лежит на массивном полигоне :)
Гагарин
Опытный
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 18 июн 2015, 17:25
Репутация: 13
Настоящее имя: Юрий
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение Гагарин »

А зачем выгравировать под чисто большие площади -это же столько времени занимает. Нельзя в программе их заполнить и отделить только границей. ?
Аватара пользователя
AndyBig
Мастер
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 07 мар 2014, 04:01
Репутация: 1118
Откуда: юг России
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение AndyBig »

Можно просто не делать очистку, сделать только обвод дорожек/площадок :) Это быстрее, да.
Lunatic
Мастер
Сообщения: 447
Зарегистрирован: 09 мар 2015, 20:25
Репутация: 72
Настоящее имя: Дмитрий
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение Lunatic »

Гагарин писал(а):А зачем выгравировать под чисто большие площади -это же столько времени занимает. Нельзя в программе их заполнить и отделить только границей. ?
Так как выбирал большие площади фрезой 2,4 мм то это заняло не так уж и много времени. Делать не обязательно, я не торопился и хотелось возможности программы попробовать. В результате эта фреза не везде прошла и в середине площадок остались островки не убранные - это похоже на косяк (особенность) программы.
Еще не хватает возможности выбирать большие площади 2-мя фрезами - большую площадь 3,175 мм например, а углы 0,8 мм (эти размеры у меня есть).
exe
Мастер
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 07:37
Репутация: 105
Настоящее имя: -
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение exe »

Lunatic писал(а):Еще не хватает возможности выбирать большие площади 2-мя фрезами - большую площадь 3,175 мм например, а углы 0,8 мм (эти размеры у меня есть).
попробуйте ArtCam, там есть такая возможность - после добавления в стретегию "гравировка" 2 или более граверов разных диаметров, автоматически вся площадь разбивается на сегменты под каждый гравер, а на выходе соответственно G-код под каждый гравер
AndyBig писал(а):Недавно, кстати, приобрел несколько рулонов тончайшего двухстороннего скотча, все никак не опробую :) Такое впечатление, что он даже не на какой-то основе, а просто очень тонкий слой резиноподобного клея, кусок 5х5 см скатывается в упругий шарик диаметром 2-3 мм :)
а марку можно? сам такой ищу
Аватара пользователя
AndyBig
Мастер
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 07 мар 2014, 04:01
Репутация: 1118
Откуда: юг России
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение AndyBig »

exe писал(а):а марку можно? сам такой ищу
Увы, марку не подскажу. Брал ради интереса попробовать в конторе, торгующей материалами Tesa, просто заехал за своим основным заказом и увидел образец, заинтересовался, пощупал и купил 2 рулона стандартной ширины.
Вот навскидку два вида очень тонкого скотча этой фирмы - http://profitape.ru/products/tesa_4972.php и http://profitape.ru/products/tesa_4985.php
Правда, цена у той, что я купил, была заметно пониже :)
Блин, и счет на ту ленту выкинул буквально неделю назад, там была указана марка...
SVP
Мастер
Сообщения: 5575
Зарегистрирован: 19 дек 2012, 15:49
Репутация: 836
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение SVP »

exe писал(а):а марку можно? сам такой ищу
3M выпускает "в листах", иногда как временной фиксации.
Есть у рекламщиков но мало где. По-моему "безосновный" называется.
Т.е. это просто клей между двумя ламинированными бумажками...
DesertWorm
Новичок
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 19 окт 2016, 11:50
Репутация: 8
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение DesertWorm »

если еще актуально:
3M 467MP
Adhesive Transfer Tape
LinuxGuru
Кандидат
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 20 сен 2015, 00:24
Репутация: 0
Настоящее имя: Andrei
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение LinuxGuru »

Lunatic писал(а):Инструменты - китайский гравер 30 градусов с пяткой 0,1 и 2,4 мм 2-х заходная Kyocera для выборки областей.
С удовольствием выслушаю комментарии и вопросы. Никаким другим софтом для гравировки плат не пользовался, поэтому сравнить не с чем.
Тоже собираюсь заняться этим благородным делом в ближайшее время.
Какие обороты и подачу Вы использовали для гравера и фрезы? Не пробовали использовать гравер большего диаметра?
У меня плата с минимальным расстоянием между площадками и дорожками 1.4мм. Поэтому есть идея использовать для всей обработки гравер или двухперую фрезу 1мм.

Разлет пыли большой? У меня станок пока без пылесоса, а дышать стекловолоконной пылью не хочется.

Заранее спасибо !
exe
Мастер
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 07:37
Репутация: 105
Настоящее имя: -
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение exe »

LinuxGuru, граверы большого диаметра - 1 и более мм нормально гравируют стеклотекстолит, обороты 15тысяч, подача подбирается индивидуально, зависит от жесткости станка и наличия люфта, чтобы не было пыли нужно добавить на поверхность платы немного мыльной воды, сверловка и фрезеровка контура стеклотекстолита обязательно с пылесосом.
Lunatic
Мастер
Сообщения: 447
Зарегистрирован: 09 мар 2015, 20:25
Репутация: 72
Настоящее имя: Дмитрий
Контактная информация:

Re: Еще гравировка печатных плат

Сообщение Lunatic »

К сожалению не вспомню все параметры обработки. EXE уже посоветовал. При фрезеровке дорожек важно не заглубляться сильно, стараться снимать только верхний слой меди, по минимуму затрагивая стеклотекстолит, т.к. от этого зависит срок жизни фрезы, о стекло она быстро тупиться. Так-же при этом минимум стеклянной пыли создается, можно с мыльной водой или периодически пылесосом проходить вручную. При острой фрезе при ровном текстолите можно заглубление 0.05 мм ставить (максимум 0.1), от жесткости станка тоже зависит. Граверов большего диаметра у меня просто нет. Фреза 2,4 мм двухперая замечательно справилась.
Т.к. я вручную сверлил, то важно было после фрезы получить разметку для сверления. Все отверстия предварительно гравер 0.1 намечал. Если фрезу 1 мм использовать , то наметить отверстия под сверловку может не получиться, смотря какой размер отверстий.
Ответить

Вернуться в «Материалы»