dandob писал(а):танкетки с зазором
Танкеток с зазором для станков не применяют, да и вообще не встречал таких среди профильных рельсовых направляющих. В том же HIWIN есть разные классы натяга: Z0: 0-0,02С; ZA: 0,05-0,07С; ZB: 0,10-0,12С, где С - динамическая грузоподъемность.
dandob писал(а):кажется, это не каретки на накладных рельсах, а "встроенные" направляющие
Да, это роликовые танкетки.
dandob писал(а):история с некогда повсеместно применявшимися двумя призмами направляющих скольжения
А еще в мире давно уже делали силовые столы агрегатных станков с двумя прямоуголными направляющими (вообще без призм), тогда как у нас все силовые столы делались с 1 призмой 1 прямоугольной, и мучений с углами этих призм было достаточно. Просто потому, что параллельные осям координат плоскости гораздо проще точно отшлифовать, чем под углом 45 градусов к горизонтали, да еще и взаимно перепендикулярные.
dandob писал(а): не делают на станине бокового ограничительного буртика для этого второго рельса
Более того, и нормальные проектировщики не делают этого буртика. И затягивают винты второго рельса уже при установленном ползуне. Все это даже производитель рекомендует, как ни удивительно

Посмотрите на методы монтажа направляющих
http://www.hiwin.com/pdf/lg/0809/Hiwin% ... 3-0809.pdf разделы 1-9, 1-10.
dandob писал(а):От такой практики уже недалеко и до усвоения мысли, что схема должна быть полностью самоустанавливающейся.
Это не практика отдельных "мастеров" или "самородков", это общепринятые рекомендации! Очевидно, ваша точка зрения состоит в том, что лишь вы понимаете значимость проблемы, а остальные её игнорируют. Поверьте, если бы направляющие выходили из строя через полгода работы вследствие перекосов, как следует из ваших слов, на это бы все обратили внимание

Я вам показал рекомендации производителей, которые ясно пишут: "при соблюдении указанных требований к установочным поверхностям высокая точность и жесткость обеспечивается без проблем". И требования к поверхностям не такие уж жесткие, чтобы выполнить их было проблематично. А теперь внимание, вопрос: Так ЗАЧЕМ же усложнять себе жизнь самоустанавливающимися конструкциями, которые явно снизят жесткость за счет дополнительных незатянутых стыков, и к тому же повысят сложность и стоимость станка?!
dandob писал(а):При равной точности изготовления и сборки правильный механизм всегда работает лучше неправильного. У него выше нагрузочная способность за счет контакта сопрягаемых деталей по всей номинальной площади, выше надежность и долговечность и т. д. и т. п.
Могу согласиться насчет надежности, да и то при нормальном изготовлении и монтаже возрастание нагрузок будет незначительным и не приведет к существенному уменьшению срока службы. А вот насчет жесткости я не согласен в корне. Покажите хоть один расчет, покажите сравнение конструкций, и тогда будем говорить. В рельсовых направляющих некоторый лишний натяг только добавит жесткости, но никак не уменьшит ее!