Страница 1 из 9
ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 09:38
Сергей Саныч
Проверил станок (BF20 с ШВП) на люфты. Был неприятно удивлен. По X и Y - около десятки, а по Z - вообще 0,12.
Что странно - если таскать стол руками - люфты практически не наблюдаются. По Z теоретически вообще не должно быть люфта - он обязан быть выбран весом головки. Если снять ремень и поворачивать шкив рукой - ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается. Если головку при зафиксированном шкиве таскать руками вверх-вниз - люфт не более двух соток.
Шкив на валу закреплен жестко, люфта в подшипниках нет.
Откуда что берется? Такое ощущение, что у ШВП есть какой-то "мертвый угол", поворот на который не вызывает осевого перемещения гайки.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 10:09
aftaev
Serg-tmn писал(а): Если снять ремень и поворачивать шкив рукой - ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается.
Это называется мертвый ход ШВП. Люфта нет если ось толкать, но нужно повернуть ШВП чтобы шарики перекатились. Убери один шарик из ШВП и мертвый ход скорее всего увеличиться.
врожденные конструкционные пороки ШВП-приводов:
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 10:47
Алексс
Serg-tmn писал(а):Был неприятно удивлен.
добро пожаловать в реальный мир

тоже вот грею голову как избавиться от люфта хотябы по X.
винты тонкие, преднятаг малый, усилие сдвига ластохвоста большое. вот и возникают упругие деформации, что приводит к "люфту". сдвоенная гайка + обратная связь с линеек должны решить проблему, но цена...

Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 10:51
aftaev
В той же ссылке сказано
http://www.sodick.ru/publications/brosu ... arbud.html
Традиционные приводы с ШВП
На рис. ременный привод с собственной механической защитой от соударений. ШВП-приводы с ременными редукторами используются почти во всех швейцарских ЭИ станках. Достоинство схемы привода - возможность применения недорогих маломоментных электродвигателей.
Однако ременный редуктор умножает люфты и неравномерности подач, снижая динамику и точность.
Serg-tmn, у тебя какой привод прямой или ременный?
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 11:03
Nick
Serg-tmn писал(а):ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается.
Т.е. ты ставишь под головку индикатор, поворачиваешь вручную шкив, который на швп на 8 градусов и на индикаторе нет изменений?
Такое наблюдается в обе стороны, или только вниз?
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 11:05
Сергей Саныч
aftaev писал(а):Люфта нет если ось толкать, но нужно повернуть ШВП чтобы шарики перекатились. Убери один шарик из ШВП и мертвый ход скорее всего увеличиться.
Да, похоже, что так. Эксперимент с убиранием шарика ставить не буду

Но из всего этого можно сделать полезный вывод: коль люфта нет при приложении осевого усилия к гайке, то не будет неконтролируемого смещения стола из-за реакции фрезы и ничто не помешает использовать программную компенсацию люфтов. Или я не прав?
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 11:10
Сергей Саныч
aftaev писал(а):у тебя какой привод прямой или ременный?
Ременный. Но это вряд ли из-за ремней - когда вручную поворачиваешь ШВП за шкив эффект тот же. И опять же, если ремень на месте и ШД под током, вручную ведомый шкив не то что на 8-10, на полградуса провернуть не получается.
Nick писал(а):Т.е. ты ставишь под головку индикатор, поворачиваешь вручную шкив, который на швп на 8 градусов и на индикаторе нет изменений?
Такое наблюдается в обе стороны, или только вниз?
В обе. Что и поразило. ШВП поворачивается (проверял), а головка ни с места. Веса головки вполне хватает, чтобы скользить по направляющим вниз.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 11:17
aftaev
Serg-tmn писал(а):Да, похоже, что так. Эксперимент с убиранием шарика ставить не буду
Я пробовал с вытаскиванием шариков.
Serg-tmn писал(а):то не будет неконтролируемого смещения стола из-за реакции фрезы и ничто не помешает использовать программную компенсацию люфтов. Или я не прав?
В теме про КФЛОП снимал видео как компенсирует люфт разные ЧПУ. Мач останавливает другие оси пока идет выборка люфта. ЕМС не останавливает другие оси. В моих экспериментах получалось так.
Serg-tmn писал(а):Ременный. Но это вряд ли из-за ремней - когда вручную поворачиваешь ШВП за шкив эффект тот же.
Ремень на мертвый ход ШВП не влияет.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 11:29
Сергей Саныч
aftaev писал(а):В теме про КФЛОП снимал видео как компенсирует люфт разные ЧПУ. Мач останавливает другие оси пока идет выборка люфта. ЕМС не останавливает другие оси. В моих экспериментах получалось так.
Посмотрим, почитаем.
aftaev писал(а):Ремень на мертвый ход ШВП не влияет.
И я про то же.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 11:53
Nick
А гайка у тебя глубоко спрятана? К ней можно индикатор подвести? Может ее крепление люфтит?
DMaster писал, что по хорошему гайку надо на штифт сажать, иначе люфтит...
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 12:08
michael-yurov
Я в своих ШВП шарики менял.
Мне Dirk Diggler подарил коробочку неотсортированных шариков, я из них выбрал те что покрупнее и установил в ШВП. Изначально был люфт около 0.1 мм (чувствовался только при значительных усилиях).
При вращении винта так же чувствовался легкий ход около 10°.
Отсортировать шарики было очень непросто. Сейчас же Darxton продает уже с разным отклонением, которые не нужно сортировать:
http://darxton.ru/Netshop/mechanics/bal ... dlya-shvp/
Так что тем у кого есть такая проблема - очень рекомендую перебрать гайку ШВП.
Если, конечно, проблема не в фиксации самой гайки ШВП (особенно - в продольном направлении).
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 12:56
Сергей Саныч
Nick писал(а):А гайка у тебя глубоко спрятана? К ней можно индикатор подвести? Может ее крепление люфтит?
Не, не люфтит. Люфтило бы, головку можно было бы руками шевелить. А этого не наблюдается. Да и выбран был бы этот люфт весом головки.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 13:03
Сергей Саныч
michael-yurov писал(а):Я в своих ШВП шарики менял.
Сурово, однако

Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 13:31
michael-yurov
Serg-tmn писал(а):michael-yurov писал(а):Я в своих ШВП шарики менял.
Сурово, однако

Оказалось не так уж сложно. Основная проблема была в том, чтобы снять ШВП и поставить на место. И еще шарики отсортировать было проблематично.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 13:43
Serg
Есть-же готовые гайки с преднатягом, 3-4 уровня.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 14:07
Сергей Саныч
UAVpilot писал(а):Есть-же готовые гайки с преднатягом
Дает ли преднатяг устранение "мертвого хода". Или только осевого люфта?
Как сегодня объяснил aftaev, и я убедился на практике, это две большие разницы

Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 14:24
michael-yurov
Serg-tmn писал(а):UAVpilot писал(а):Есть-же готовые гайки с преднатягом
Дает ли преднатяг устранение "мертвого хода". Или только осевого люфта?
Как сегодня объяснил aftaev, и я убедился на практике, это две большие разницы

Я ничего такого не заметил. Заменил шарики и люфта и "мертвого хода" не стало вообще.
С точки зрения теории - тоже не могу представить, откуда может появиться "мертвый ход".
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 14:25
aftaev
Шарики я тоже менял. Микрометром измеряется диаметр шариков и заказываются шарики с большим диаметром на несколько мкм. Большой разницы не заметил.
Если разобрать гайку ШВП то там или шариков не хватает или зазор между шариками такой что туды и шарик не лезет и зазор приличный.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 14:27
Nick
aftaev писал(а):Если разобрать гайку ШВП то там или шариков не хватает или зазор между шариками такой что туды и шарик не лезет и зазор приличный.
А какая разница, в зацеплении всеравно должно быть достаточное количество шариков.
Re: ШВП и люфт
Добавлено: 15 мар 2013, 14:41
aftaev
Nick писал(а):А какая разница, в зацеплении всеравно должно быть достаточное количество шариков.
Часть шариков в зацеплении часть свободны. Когда нагружаем, те что в зацеплении с гайкой и винтом сдвинутся в зазор между шариками и вот только после этого они смогут держать нагрузку. При реверсировании они опять сдвинутся на зазор между шариками. Как то так понимаю эту проблему.
То что описывает
Serg-tmn прошел когда на станке поставил и ШВП и линейки. Толкаю стол туды сюды показание DRO стоит. Начинаю крутить ШВП есть мертвый ход. Затягивал крепление так что ось туго крутилась. Упирал индикатор в конец ШВП. Нет люфта винта, но есть мертвый ход.
ПО линейкам заметил еще одну особенность с ШВП. Мало того что есть мертвый ход, так еще стол может ехать в обратную сторону. Кручу ручку в +Y доехал до +10,000. Начинаю курить ручку в обратную сторону. Вначале стол едит в обратку то есть +10,050 потом показания стоят (мертвый ход) и после этого стол едит в обратку.