Страница 1 из 1

Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 10 окт 2016, 21:17
Lunatic
Доброго вечера.
Хочу поделиться первым опытом по гравировке плат. Лет 10 назад ЛУТом 2-х сторонние платы вполне сносно получались, сейчас после перерыва решил попробовать гравировку.
Сразу покажу результат. Размер около 100 на 200 мм.
IMG_3380.JPG (4639 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=92441&sid=8fb322451287914f88b525ada3cd5141&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (1.91 МБ)</a>
IMG_3381.JPG (4639 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=92442&sid=8fb322451287914f88b525ada3cd5141&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (1.84 МБ)</a>
Не идеально конечно, но меня устроило для первого раза.
Технология прочитана на форуме.
Рисовал в Dip Trace, затем экспорт в Gerber каждой стороны. Потом вот такой замечательной программой http://flatcam.org/ выполнена вся дальнейшая обработка с получением на выходе G-кода. Для первого раза решил не разбираться с коррекцией неровности листа, о чем не пожалел.
Кратко что может FlatCAM и порядок работы с ней.
1. Импортируем Gerber файл.
2. Указав размер инструмента и количество проходов формируется предварительная траектория вокруг контуров. Если проходов несколько, то для каждого прохода можно сформировать как отдельную траекторию, так и общую в одном файле. Мне это показалось удобным - прорезав первый контур, можно оперативно подкорректировав 0 по высоте прорезать, при необходимости, остальные контура. Так-же мне это было необходимо из-за имеющейся фрезы с пяткой 0.1 мм, с более широкой хватило бы и одного прохода.
3. Указав размер инструмента, глубину реза и высоту холостых ходов, скорость реза, обороты шпинделя получаем на выходе G код для обрезки дорожек по контуру (контурам).
4. Если надо выбрать залитые области (удалить фольгу) то указав диаметр инструмента, перекрытие и зазоры до дорожек формируется G код для фрезеровки областей. Результат этой процедуры не совсем удовлетворил ,т.к. остаются непрорезанные островки. Возможно надо разбираться с настройками.
5. Для работы с 2-х слойными платами есть механизм зеркалирования исходного файла относительно осей x или y. Для этого необходимо указать координату одной точки на оси, относительно которой будет зеркалироваться плата и выбрать направление - x или y. В программе есть возможность сформировать опорные отверстия для переворота платы, я этим не пользовался.
Программа умеет готовить файлы для сверления, обрезки по контуру и выборки кармана под плату в жертвенном столе. Эти функции не использовал. Сверлил вручную.
Немного про само фрезерование.
Учтя комментарии на форуме, клеил заготовку к столу на 3 слоя скотча. Малярный скотч на плату и на стол, а между ними скотч 2-х сторонний. Из имеющихся 2-х рулонов двухстороннего скотча был выбран рулон с более равномерным клеевым слоем. На втором рулоне клей местами морщинился, его толщина была неравномерна.
Во время фрезеровки первой стороны поливал периодически WD40, о чем сильно пожалел позже. Из-за попадания этой жижи под плату на скотч он начал отклеиваться. Я это не сразу заметил и при выборке залитых областей центр платы, по которому я выставлял высоту фрезы, вырезался нормально,а края остались недорезанными, т.к. центр отклеился и вспучился.
Вторая сторона резалась почти на сухую, поэтому таких проблем не наблюдалось, скотч держал хорошо и я периодически прижимал плату т.к. после обработки первой стороны плату повело винтом.
Инструменты - китайский гравер 30 градусов с пяткой 0,1 и 2,4 мм 2-х заходная Kyocera для выборки областей.
С удовольствием выслушаю комментарии и вопросы. Никаким другим софтом для гравировки плат не пользовался, поэтому сравнить не с чем.

Теперь предстоит утсановка SMD компонентов, чем никогда в таком объеме не занимался. Посоветуете технологию для дома с прогнозируемым результатом? Читал про паяльные пасты, но не решил до конца, стоит ли пробовать. Основное преимущество вижу в том, что паста выступает клеем и фиксирует деталь до припаивания. Или не стоит заморачиваться и по старинке паяльником ?

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 07:46
AndyBig
Lunatic писал(а):Основное преимущество вижу в том, что паста выступает клеем и фиксирует деталь до припаивания.
Основное преимущество - более высокая скорость работы, особенно если пасту наносить по шаблону. Мне переход на пасту, вакуумный пинцет и печку дал повышение скорости монтажа примерно в 2.5 раза - это с ручным дозатором пасты. Если наносить пасту через шаблон, то можно повысить скорость еще раза в 1.5-2. Ну и качество монтажа выше :)

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 07:57
exe
выборку больших областей лучше делать теми же граверами 1, 2мм, они дешевле, стойкость на изгиб выше (можно работать на больших подачах), а результат такой же

скотч вы использовали не правильно, нужен максимально тонкий 2 сторонний скотч (прозрачный), клеится в 1 слой по всей поверхности платы, для отклеивания используется обычный фен для сушки волос, чем толще скотч, тем больше будет перепад высоты на разных частях платы, и тем сильнее плата будет "играть" что выльется в не ровный рез.

поливать вд-шкой не нужно, лучше обычную мыльную воду тонким слоем разогнать пальцем по всей гравируемой поверхности, этого будет достаточно.

паста для пайки смд вовсе не обязательна, можно и паяльником :) а можно предварительно на "пады" паяльником нанести немного припоя, потом чуть флюса а сверху смд компонент, когда воздухом нагреете, то результат будет как от паяльной пасты, ну может чуть хуже.

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 08:33
AndyBig
exe писал(а):нужен максимально тонкий 2 сторонний скотч (прозрачный)
Недавно, кстати, приобрел несколько рулонов тончайшего двухстороннего скотча, все никак не опробую :) Такое впечатление, что он даже не на какой-то основе, а просто очень тонкий слой резиноподобного клея, кусок 5х5 см скатывается в упругий шарик диаметром 2-3 мм :)
exe писал(а):паста для пайки смд вовсе не обязательна, можно и паяльником
Паста нужна когда требуется паять партии, то есть когда нужно повысить производительность монтажа :) А так да, практически любые СМД нормально паяются и паяльником. Проблемы возникают только когда одна из сторон СМД лежит на массивном полигоне :)

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 09:00
Гагарин
А зачем выгравировать под чисто большие площади -это же столько времени занимает. Нельзя в программе их заполнить и отделить только границей. ?

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 09:06
AndyBig
Можно просто не делать очистку, сделать только обвод дорожек/площадок :) Это быстрее, да.

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 13:09
Lunatic
Гагарин писал(а):А зачем выгравировать под чисто большие площади -это же столько времени занимает. Нельзя в программе их заполнить и отделить только границей. ?
Так как выбирал большие площади фрезой 2,4 мм то это заняло не так уж и много времени. Делать не обязательно, я не торопился и хотелось возможности программы попробовать. В результате эта фреза не везде прошла и в середине площадок остались островки не убранные - это похоже на косяк (особенность) программы.
Еще не хватает возможности выбирать большие площади 2-мя фрезами - большую площадь 3,175 мм например, а углы 0,8 мм (эти размеры у меня есть).

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 13:18
exe
Lunatic писал(а):Еще не хватает возможности выбирать большие площади 2-мя фрезами - большую площадь 3,175 мм например, а углы 0,8 мм (эти размеры у меня есть).
попробуйте ArtCam, там есть такая возможность - после добавления в стретегию "гравировка" 2 или более граверов разных диаметров, автоматически вся площадь разбивается на сегменты под каждый гравер, а на выходе соответственно G-код под каждый гравер
AndyBig писал(а):Недавно, кстати, приобрел несколько рулонов тончайшего двухстороннего скотча, все никак не опробую :) Такое впечатление, что он даже не на какой-то основе, а просто очень тонкий слой резиноподобного клея, кусок 5х5 см скатывается в упругий шарик диаметром 2-3 мм :)
а марку можно? сам такой ищу

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 13:32
AndyBig
exe писал(а):а марку можно? сам такой ищу
Увы, марку не подскажу. Брал ради интереса попробовать в конторе, торгующей материалами Tesa, просто заехал за своим основным заказом и увидел образец, заинтересовался, пощупал и купил 2 рулона стандартной ширины.
Вот навскидку два вида очень тонкого скотча этой фирмы - http://profitape.ru/products/tesa_4972.php и http://profitape.ru/products/tesa_4985.php
Правда, цена у той, что я купил, была заметно пониже :)
Блин, и счет на ту ленту выкинул буквально неделю назад, там была указана марка...

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 11 окт 2016, 13:53
SVP
exe писал(а):а марку можно? сам такой ищу
3M выпускает "в листах", иногда как временной фиксации.
Есть у рекламщиков но мало где. По-моему "безосновный" называется.
Т.е. это просто клей между двумя ламинированными бумажками...

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 15 фев 2017, 11:13
DesertWorm
если еще актуально:
3M 467MP
Adhesive Transfer Tape

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 16 фев 2017, 00:35
LinuxGuru
Lunatic писал(а):Инструменты - китайский гравер 30 градусов с пяткой 0,1 и 2,4 мм 2-х заходная Kyocera для выборки областей.
С удовольствием выслушаю комментарии и вопросы. Никаким другим софтом для гравировки плат не пользовался, поэтому сравнить не с чем.
Тоже собираюсь заняться этим благородным делом в ближайшее время.
Какие обороты и подачу Вы использовали для гравера и фрезы? Не пробовали использовать гравер большего диаметра?
У меня плата с минимальным расстоянием между площадками и дорожками 1.4мм. Поэтому есть идея использовать для всей обработки гравер или двухперую фрезу 1мм.

Разлет пыли большой? У меня станок пока без пылесоса, а дышать стекловолоконной пылью не хочется.

Заранее спасибо !

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 16 фев 2017, 05:43
exe
LinuxGuru, граверы большого диаметра - 1 и более мм нормально гравируют стеклотекстолит, обороты 15тысяч, подача подбирается индивидуально, зависит от жесткости станка и наличия люфта, чтобы не было пыли нужно добавить на поверхность платы немного мыльной воды, сверловка и фрезеровка контура стеклотекстолита обязательно с пылесосом.

Re: Еще гравировка печатных плат

Добавлено: 16 фев 2017, 12:21
Lunatic
К сожалению не вспомню все параметры обработки. EXE уже посоветовал. При фрезеровке дорожек важно не заглубляться сильно, стараться снимать только верхний слой меди, по минимуму затрагивая стеклотекстолит, т.к. от этого зависит срок жизни фрезы, о стекло она быстро тупиться. Так-же при этом минимум стеклянной пыли создается, можно с мыльной водой или периодически пылесосом проходить вручную. При острой фрезе при ровном текстолите можно заглубление 0.05 мм ставить (максимум 0.1), от жесткости станка тоже зависит. Граверов большего диаметра у меня просто нет. Фреза 2,4 мм двухперая замечательно справилась.
Т.к. я вручную сверлил, то важно было после фрезы получить разметку для сверления. Все отверстия предварительно гравер 0.1 намечал. Если фрезу 1 мм использовать , то наметить отверстия под сверловку может не получиться, смотря какой размер отверстий.