Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Фрезерные и гравировальные станки для обработки мягких материалов (дерево, пластики, мягкие металлы).
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

UAVpilot писал(а):Травить целый час? :shock:
Я травлю минут 15-30, причём в растворе не первой свежести. Дольше стрёмно - дорожки с боков начинают подтравливаться, а тонким много и не надо.
Ну, так я и говорю - что чуть не подорвался: я считал ошметки на дне канавок непротравами и ждал, пока оно всё в конце концов слезет.
Но оно не слезало. Пока мне наконец-то не пришло в голову попробовать пройтись мягким ватным тампоном. Который мгновенно снял всю эту шнягу - и я увидел, что оно совсем готово.
Причём, я даже не стал чистить всю поверхность - просто вынул и поставил на промывку, где всё и выявилось.

ХИНТ: главное же в том, что подтравов нигде не было. То есть, свежий маркер Centropen вполне надёжно укрыл все проводники и полигоны.
Были только царапины - но это я сам себя сделал себе злобным буратиной: я для наклейки скотча на оборотку клал рисунком на бумагу и немного поелозил. Больше так делать не буду - маркер очень нежен и непрочен. Но держится на поверхности очень надёжно.

Я не применял запечку маркера - в принципе, если его просушить как следует, возможно он будет твёрже: уточнение нюансов ещё не закончено. Но это я отработаю на мелких заготовках - рисковать большой, на которую затрачено много сил, очень не хотелось.
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

Frolv писал(а):Хотелось поподробнее о используемых вами маркерах...
Я в первом посте про это написал: Permanent Marker Centropen - Alcohol Based, non toxic. Сделано в Чехии

Удачно, что попал правильно с первого захода - опробовал несколько других типов, с ними намного хуже: полигоны проедает.

Если нет нужного, пробуйте другие - которые Alcohol Based, и есно - Permanent.
Те, которые не прошли тест, не были алкашиками - просто перманент.
И пробуйте с разными цветами: из четырёх цветов в одном комплекте (все - в одной пачке) синий оказался заметно лучше чёрного. Хотя всё равно хуже центропена...

ХИНТ: расход, конечно, заметный - я на пробах убил первый маркер (несколько раз перекрашивал плату 2 кв.дм - наверно на 10...15 кв.дм. в целом должно хватать). Пришлось бежать и закупаться. Благо центропен брал в ближайшей лавке канцтоваров...
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

Отдельный спич про шкряберы - ресурс у них небольшой и тупятся погопины быстро. Собственно, в этом была проблема плясок с бубном вокруг большой (2 кв.дм) платы - поначалу не мог в нескольких попытках добежать до конца.
Сперва ходил по краске - чёрная высокотемпературная (выше про неё писал). Заготовку прыснул давно - и она к эксперименту вылежалась. С краской пого справился на ура - пока был острым. Потом полностью заскользил по поверхности.
Сменил краску на маркер - сначала тупым, потом стал искать варианты заточки: лучшим оказалась гранёная заточка - четыре грани. Именно с таким благополучно доехал до конца - по свежему однократному маркеру.
Перед этим пробовал шкрябать по закрашенному после неудачной попытки - в результате чего получалось несколько слоёв. Может и по такому правильная заточка доедет - но мне надо было хотя б один раз доехать до конца, подтвердив технологию в сквозняке. Потому стал смывать неудачный результат и красить заново.

ХИНТ: возможно, что трёхгранная заточка будет работать лучше четырёхгранной.
А ещё лучше - по типу однозаходного гравёра. Но надо делать оснасточку для заточки.
И вообще: ротари спринг тул - наше всё!
То есть, тема шкряберов сливается с темой вскрытия маски пружинным гравёром.
Но надо делать пружинник - а это не быстро (подбирать из чего и как - а это по сути мини-НИОКР), а с погопином можно ехать здесь-и-сейчас: просто вставить его в недоработанный станок.

Ну, и напоследок - рабочие режимы: опробовал шкрябинг на скоростях 600 мм/мин и 300 попугаев по оборотам.
Можно попугаев урезать и до 200. Станок при этом не шумит, не вибрирует - работаю ночью и с кухни не слышу работу при открытых дверях...
При том, что на полные обороты ночью запускать опасаюсь - соседи начнут в стены долбиться.

Сверлёжку делал на 600 попугаях - не по феншую, конечно, но сверлит нормально. Просто подачу урезал, что б мягко шло. С карбидами - качество дырок отменное и даже не требуется докрашивать после сверлёжки пятаки, хотя дырявил после нарезки дорожек, а по уму следует сначала дыркинг делать, потом крыть маркером по дыркам, и шкрябать в последнюю очередь. При такой последлвательности края отверстий окажутся закрашенными, как и основная медь. Но и при неправильной последовательности дырки были без воротника и медь вокруг не поело совсем.
Что радует особо - все дырки строго на нужном месте. Что было трудностижимо при гибридной технологии сверлёжки на ЧПУ и нанесением трасс ЛУТом. И что и заставило биться за шкрябинг - как единственный способ на данный момент получить плату большого размера без ручной работы.

Если удастся победить ЛУТ в части точности размеров - с ним будет удобней прежде всего тем, что легко обеспечить нужные зазоры, что в гравёрных технологиям представляет проблему (выкашивать лишнее - муторно и долго).
Потому ЛУТ не сбрасываю в мусорку - но сейчас мне конкретно нужно иметь прототип для продолжения НИОКР, и я его получил только шкрябингом. Придётся напрягаться при пайке без маски - но это преодолимо и потому можно ехать, а не на шашечки любоваться...
IgorR
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 21:39
Репутация: 2
Настоящее имя: Игорь Рюрикович
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение IgorR »

Интересный метод. Нужно попробовать. Вопрос: чем и как подготавливали УП (g-код) шкрябинга?
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

IgorR писал(а):Вопрос: чем и как подготавливали УП (g-код) шкрябинга?
Работаю во флэткаме.
В принципе, все программы для гравировки РСВ - актуальны.

По флэткаму читайте дихальта на изиэлектроник - у него всё разжёвано конкретно и практично.
Программа с достаточно дружественным интерфейсом - хотя поначалу требуется вводной курс, что б разобраться, что к чему и после чего.
IgorR
Новичок
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 21:39
Репутация: 2
Настоящее имя: Игорь Рюрикович
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение IgorR »

Ок, спасибо. Я уже разобрался. Кстати, именно на флеткаме, похоже, остановлюсь.
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

БИНГО!

Попробовал насуррогатить паяльную маску из высокотемпературной краски - пыльнул из чёрного баллончика на бракованную платку. Чуток просушил - минут 10.
Даже на стал запекать, как рекомендуется - недосушенное/недополимеризованное покрытие должно давать больше утечек, как ни крути. Так, что если недосушенное не даёт утечек - то после полимеризации и ухода растворителей оно только улучшится.

На вид - очень даже неплохо смотрится.
Руками отшкрябал несколько площадок - благо, что они из-под слоя красочного чуток выступают и видны глазами.
Проверил недосушенную краску на утечки - выбрал две самых длинных дороги, идущих рядом. Тестер сопротивления никакого не увидел - всяко лучше 20 мегом.
По уму надо б мегером пробить - но и так ясно, что на низковольтаж оно годится без вопросов.

Запаял на пробу транзючок - очень славно!
Конечно, по прочности оно эпоксидке сливает - ногтем, острым жалом сковыривается.
Но это всё второстепенно - главное, что оно успешно предотвращает растекание припоя и в целом должно позволить применение стандартной технологии групповой пайки СМД запеканием.

ХИНТ: очень качественно должна пройти маркировка лазером - тем паче, что тут до меди жечь нет нужды.

ХИНТ: приготовил старую алюминиевую кастрюлю - буду из неё аэропечку лепить: поставлю на бок и прорежу дырки для фена и для выхода потока. Фен легко до 300 градусов шарашит - и этого должно хватить с запасом.
Заодно и маска пропечётся...

В общем и целом - направление весьма перспективное.
И шкрябинг - в основе: можно и дорожки шкрябать, и тем же макаром - маску...
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

М-да... Обломайзинг...

Пришло время попробовать нашкрябать паяльную маску - как описано выше.
Сделал герберы, во флэтками отшкрябал топологию.
Протравил, покрасил...

Упс. А прошкрябать по герберу паяльную маску - и нечем :thinking:
Во флэтками нет такой феньки. Во всяком случае в готовом виде. :o

И вот чешу репу - как выкручиваться то?
Заготовка - на станке. И как замутить УП для вскрытия контактных площадок? :thinking:

Есть у кого-нибудь идеи на сей счёт?
Аватара пользователя
iMaks-RS
Мастер
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: 10 июл 2017, 09:25
Репутация: 131
Настоящее имя: Maks
Откуда: От туда.
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение iMaks-RS »

у wegstr было в видосах подобное.. использовалась фреза с пружиной.. как царапалка.. просто "миллинг" пятаков, как я понимаю..

экшн с 3:34
https://www.youtube.com/watch?v=7EctuSTL7-w

Ручной костыль - как я вижу... в СпринтЛайоте задать размер отверстия равный размеру пятака.. (лайф-хак, дарю.. Бгг).. Выгружаем сверловку и во Флэте делаем миллинг отрерстий..
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

iMaks-RS писал(а):у wegstr было в видосах подобное.. использовалась фреза с пружиной.. как царапалка.. просто "миллинг" пятаков, как я понимаю..
Ну, да - я в общем-то от этого и отталкивался: получив возможность миллинга не по меди, а по маркеру при помощи готового инструмента (тот же ротари тул, только, к сожалению, недостаточно твёрдый), я долго искал, как тем же макаром сделать и маску.
И вот нашёл, из чего маску делать - но, блин, чем открывать пятаки?!
iMaks-RS писал(а):Ручной костыль - как я вижу... в СпринтЛайоте задать размер отверстия равный размеру пятака.. (лайф-хак, дарю.. Бгг)..
Ну, пятаки то разные - не только кругляки. И главное - в герберах есть нужная структура: каждый футпринт уже имеет рисунок маски под этот пятак.
Проблема в том, что флэткам не даёт обрабатывать объект внутри - в принципе, если б удалось отнегативить слой маски, то можно было б зацепить и флэткамом.
Но как отнегативить гербер - не знаю пока.

Опять же - аспирин даёт возможность работать контура и снаружи, и внутри. Но как подогнать гербер в аспирин - тот ещё вопрос.
Попытался пристегнуть - но обломался с технологией. Может оно и возможно - но тропинку пока не оттоптал...
Аватара пользователя
selenur
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 21 авг 2013, 19:44
Репутация: 1518
Настоящее имя: Сергей
Откуда: Новый Уренгой
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение selenur »

iMaks-RS писал(а):у wegstr было в видосах подобное.. использовалась фреза с пружиной.. как царапалка.. просто "миллинг" пятаков, как я понимаю.
Пробовал повторить, больно много нюансов: Re: Мои увлечения, и прочие штуки :-) #291
Начиная от силы нажатия пружины, заканчивая неровностью текстолита.
Мой сайт: http://selenur.ru
Исходники моих программ: https://github.com/selenur
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

selenur писал(а):Пробовал повторить, больно много нюансов: Re: Мои увлечения, и прочие штуки :-) #291
Начиная от силы нажатия пружины, заканчивая неровностью текстолита.
Припас трубочку с внутренним диаметром 3.2 - ровно под гравёр. Нужно только пружинку взад пихнуть, пробкой закрыв, да сделать спереди упор, что б не вываливался и не проворачивался.
Причём, упор тут не обязательно в виде винта - как у вегстров: можно вальцануть. А заряжать сзади - через съёмную пробку...

Но это всё не решает проблему софта!!!
Как и чем - вот вопрос!..

ЗЫ: вариант с погопином тем не менее вполне себе хорош - платку забацал сегодня за полчаса с протравом.
Вот только щас пойду делать вторую - без маски. Поскольку с маской облом - а крашеную заготовку оставлю до лучших времён...
Аватара пользователя
selenur
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 21 авг 2013, 19:44
Репутация: 1518
Настоящее имя: Сергей
Откуда: Новый Уренгой
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение selenur »

peratron писал(а):Но это всё не решает проблему софта
Да ладно..... :hehehe:
а мою тему не замечал? http://www.cnc-club.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=12096
Вот одно из многих видео: https://www.youtube.com/watch?v=M9cnl8Ljv8A
По сути в том-же спринте делаешь генерацию гербер "Маски",
2018-05-28_011032.png (1888 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=139869&sid=2914d447a798352e42f07ab2ff42f74e&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (59.08 КБ)</a>
потом генерируешь траектории внутри прямоугольников, и G-код готов :-)
Мой сайт: http://selenur.ru
Исходники моих программ: https://github.com/selenur
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

selenur писал(а):а мою тему не замечал?
Мне ехать, а не шашечки.
До тех пор, пока флэткам делал то, что мне надо - тратить самый драгоценный ресурс - время - на изучение любой альтернативной информации смысла не возникало.
selenur писал(а):По сути в том-же спринте делаешь генерацию гербер "Маски",
Не суть - но спринт не использую.
Источник гербер-файлов - только ПРОТЕУС и ОрКАД.
selenur писал(а):потом генерируешь траектории внутри прямоугольников, и G-код готов
Ну, вот и расскажи - какой из РСВ САМ-ов позволяет генерить обработку _внутри_ гербер-объектов?

ХИНТ: аспирин делает это отлично - но не понимает герберов.
Если есть путь для преодоления этой засады - с удовольствием воспользуюсь аспирином.

ХИНТ: отсутствие накатанных и проверенных ПРОСТЫХ методов вырезания маски по герберу - это и есть "проблема софта".
Меня интересует исключительно результат, а не игрища вокруг станка: нашёлся способ использовать китайчатину без доработок - меня это устраивает больше, чем медитация над улучшайзингом.
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

В копперкаме есть опция cut stencil for SMC pads... - по идее, это то, что нужно.
Но! Блин, коппер - то ещё глюкалово: четыре версии - и все работают по разному, вплоть до того, что могут и вовсе не открыть гербер. Или перекосить всё так, что мама не горюй.
А в хелпе - который не нормальный хелп, а внешний пдф, справка по этой опции отсутствует.

Попытка разобраться по месту приводит к чёрт знает каким результатам - в лучшем случае открывается только один вариант пэдов. И что? Обрабатывать каждый тип по отдельности? А как? Продолжение операционно не очевидно... :pssdoff:

Не, я конечно разберусь - но опять на ровном месте тратить полдня на пустяк?! :silent:
При том, что железо полностью готово... :pssdoff:

ЗЫ: и вообще - cut stencil for SMC pads, это вырезание по контуру, а не зачистка по всей площадке...
Аватара пользователя
selenur
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 21 авг 2013, 19:44
Репутация: 1518
Настоящее имя: Сергей
Откуда: Новый Уренгой
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение selenur »

peratron писал(а):Ну, вот и расскажи - какой из РСВ САМ-ов позволяет генерить обработку _внутри_ гербер-объектов?
Из имеющегося софта, что-бы из гербера в пределах одной программы получить готовый G-код, со всевозможными хотелками и задумками, я несколько лет назад так и не нашел, в связи с чем и затеял свою программу.
В связи с чем, даже не знаю какое ПО подсказать...

В моей программе если это спринт, или диптрейс, это можно настроить, так что-бы при минимуме кликов, получить желаемый результат, но вот с гербер файлами от протеуса есть ещё у меня косяки....

Если интересно как это делается у меня, то вот так: https://youtu.be/5cG-mzrt52k?t=180 (или вот по этой ссылке на видео, со времени 3 минуты и далее: https://www.youtube.com/watch?v=5cG-mzrt52k)
Можно указать где формировать траекторию снаружи траекторий полученных из гербер файла, или во внутрь, и с каким шагом.
Мой сайт: http://selenur.ru
Исходники моих программ: https://github.com/selenur
Аватара пользователя
selenur
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 4335
Зарегистрирован: 21 авг 2013, 19:44
Репутация: 1518
Настоящее имя: Сергей
Откуда: Новый Уренгой
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение selenur »

peratron писал(а):Но! Блин, коппер - то ещё глюкалово: четыре версии - и все работают по разному, вплоть до того, что могут и вовсе не открыть гербер. Или перекосить всё так, что мама не горюй.
Так ситуация такая, что разные программы генерируют гербер файл немного по своему, со своей спецификой, у меня в коллекции есть гербер файлы из десятка разных программ, так вот ни одна из существующих программ, не может открыть их все правильно.....
Мой сайт: http://selenur.ru
Исходники моих программ: https://github.com/selenur
Аватара пользователя
raddd
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 1554
Зарегистрирован: 10 фев 2015, 08:50
Репутация: 528
Настоящее имя: Alexey Rodionov
Откуда: Беларусь Минский р-н
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение raddd »

selenur писал(а):
peratron писал(а):
но вот с гербер файлами от протеуса есть ещё у меня косяки
Можно попробовать протеус герберы открыть спринтом и потом сохранить.
_____________
|||||||||||||||||||||||||
|||||||||||||||||||||||||
|||||||||||||||||||||||||
——————––
peratron
Мастер
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 07:43
Репутация: 36
Настоящее имя: Eugene
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение peratron »

selenur писал(а):Так ситуация такая, что разные программы генерируют гербер файл немного по своему, со своей спецификой, у меня в коллекции есть гербер файлы из десятка разных программ, так вот ни одна из существующих программ, не может открыть их все правильно...
К флэткаму у меня претезий не возникало - вполне кошерно себя ведёт...
raddd писал(а):Можно попробовать протеус герберы открыть спринтом и потом сохранить.
Не... Спринта точно не будет.

Вот надо попробовать с САМ350 поиграться - но вообще-то САМ350 мне не нравится замороченностью.
Сложно всё ;(
Есть ещё другие гербер-менеджеры...
Аватара пользователя
ScrewDriver
Мастер
Сообщения: 1941
Зарегистрирован: 06 сен 2016, 01:44
Репутация: 498
Настоящее имя: Василий
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Шкрябинг: технология изготовления РСВ на станках с ЧПУ

Сообщение ScrewDriver »

Я делал через коппер кам такое.
ЭКспортируешь сначала плату, фрезеруешь, гревируешь ее.
потом прямо на станке наносил УФ маску целиком.
Дальше как и писал selenur - берем soldering mask, и гравируем с заглублением 2 сотки. С учетом кривизны текстолита.
Получается вполне себе нормально.
Промышленная автоматика, ПЛК, приводы, SCADA системы
Мой Ютуб канал.
Ответить

Вернуться в «Фрезерные станки по дереву и пластикам, гравировальные станки, роутеры»